Версия для слабовидящих: Вкл Выкл Изображения: Вкл Выкл Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A A
 Версия для слабовидящих

    ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ


Cтруктурное подразделение детский сад «Чебурашка» с. Выселки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области



Главная
Визитная карточка
Наш сад
Документы
Наша жизнь
   Педагогический коллектив
   Направления деятельности
   Методическая копилка
   Фотогалерея
Полезные ссылки
Наши партнеры
Обратная связь


Подписка на новости


Подписаться
Отменить подписку


   
Подвижная игра как средство формирования осознанного отношения к культуре народа


«На площадке в саду мы затеяли игру

Диагностическую функцию игры отметил И.А. Сикорский, говоря, что в ней с очевидностью проявляется и «степень интеллигенции ребенка... Интеллигентные дети, которые не раздражительны, мало плачут, имеют хороший сон, - эти дети проявляют большое разнообразие в играх и необходимое увлечение забавою, тщательностью выполнения действия, постоянным прогрессом и новизною…». Именно «вокруг игры» будут складываться личностные и личные взаимоотношения детей, будут формироваться нравственно-волевые качества; сама игра в этом случае приобретает статус действенного средства социализации подрастающего поколения. Воспитательные и образовательный потенциал игры ее влияние на развитие детской личности особенно ярко демонстрируют народные игры. По мнению О.С. Газмана, в процессе игры у детей возникают три вида целей: - наслаждение, удовольствие от игры; - собственно игровая задача, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета; - связана с выполнением игровой задачи, что составляет творчество и самореализацию ребенка.

Отечественная педагогика признала народную игру и игрушки ценнейшим средством воспитания, содействующим активизации деятельности детей и всесторонне влияющим на развивающуюся личность.

Большинство педагогов, выстраивая свою работу в ДОУ, не берут во внимание не только разницу социокультурной среды семьи, в которой растет ребенок, но и разницу среды этнической. Это приводит к тому, что изначально педагог отрывает ребенка от родных корней, отказывает ему в духовной близости со своим родом, с семьей и только с годами начинает «приобщать» и «знакомить» ребенка с национальной культурой. Прошлое сохраняет себя в отношениях детей с родителями, национальных традициях, первично мотивирующих семейных отношениях. Любая национальная культура - это прежде всего культура рода, семьи, в которой вырос ребенок.

Понимание этой проблемы актуально и в наши дни, Целенаправленное использование народных игр, полиэтнической среды в и работе с детьми поможет обеспечить адекватное восприятие ребенком своей национальности и сформировать у него позитивное отношение к представителям других национальностей, развить межкультурную компетентность. В связи с актуальной проблемой имеются книги и открытки, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой, трудом, бытом разных народов.

С помощью игр воспитатель не только передает определенные знания о традициях, обычаях, формирует представления о культуре народов, но и учит детей играть. Основой для игр детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоятельные, творческие игры, удельный вес которых должен быть в жизни ребенка неизмеримо больше, чем обучение игре.

Таким образом. Народная игра выступает как средство, позволяющее не только изучать актуальные особенности детского развития, но и результативно вносить в него определенные коррективы.

На пятом году жизни приобретенный детьми игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. В играх находят отражения разнообразные бытовые сюжеты. В соответствии с замыслом сюжета формируется умение устанавливать разные ролевые с вязи в рамках одной сюжетной темы. Подвижные игры, связанные с исходной инициативой взрослого, способствуют формированию элементарной организованности, действию в едином ритме и темпе, проявлению ловкости и смелости, преодоление препятствий, совершенствование основных движений (ходьба, бег, прыжки и т.д.), развитию сложнокоординированных движений пальцев и кисти рук.

 

Игры. Татарская народная игра “Лис и курочки” (Тельки хам тавыклар)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петухи. На противоположном – лис. Курочки ходят по площадке, делая вид, что клюют зернышки. Когда к ним подкрадывается лис, петухи кричат ку-ка-ре-ку. По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лис, который старается запятнать любого из игроков.

На лугу гуляют куры, рядом с ними петушок. Ходит важною походкой, золотистый гребешок.

Лис подкрался незаметно, бросился на кур, те в миг

Закричали и в курятник побежали напрямик.

Кто не ловкий, не спешит, от лисы не убежит.

 

Русская народная игра. У дядюшки Трифона

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

На шестом году пространственно, время детской игры значительно расширяется дети с удовольствием играют в сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, подвижные, музыкальные. Театрализованные игры и т.д. В руководстве такими играми мы пользуемся преимущественно опосредованными приемами, способствуя развитию самостоятельной игры как формы организации жизни детского общества, в таких играх формируется умение согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, следовать игровым правилам, проявляют способность комбинировать знания, полученные из разных источников, и отражать их в едином сюжете игры.

 

Татарская народная игра «День и ночь» (Кындэз ва тун).

На некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой – девочки. Воспитатель между ними. Команда мальчиков – “Ночь”, а команда девочек - “День”. По команде “Ночь!” мальчики ловят девочек, по команде “День” девочки ловят мальчиков.

Правила игры. Осаленные дети переходят в команду соперника.

Ночь пройдет, наступит день. Свет придет, отступит тень.

Догоняет солнце звезды и не может их догнать,

Чтобы полное лукошко этих огоньков собрать.

 

Русская народная игра «Волки во рву».

На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров. Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки. Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров. Остальные играющие – зайцы. Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками.

Правила игры. Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком

 

Чувашская народная игра «Прыг-скок».

Участники игры становятся в одну линию. При слове ведущего «суша» все прыгают вперед, при слове «вода» — назад. Игра начинается с умеренного темпа, с постепенным ускорением. В последующем использовании игры расширяется активный словарь, например, место слова «вода» произносить другие слова, например: море, река, залив, океан; вместо слова «суша» — берег, земля, остров.

 Правила игры. Прыгающие невпопад выбывают, победителем становится последний игрок — самый внимательный.

 Игры старших дошкольников помогают воспитывать активность, самостоятельность, инициативу детей. Они позволяют взрослому оптимально чередовать интеллектуальную и физическую нагрузку детей в течение дня. Постепенно у детей формируется умение четко выполнять правила игры, действовать быстро, ловко, применяя накопленные знания, умения, навыки. Старшие дошкольники самостоятельно организовывают игру и доводят ее до конца, играют в игры с элементами соревнования между группами детей. Мы поощряем самостоятельную организацию детьми полюбившихся игр; продолжаем знакомить с новыми играми обрядового характера.

 

Татарская народная игра «Скок-перескок» (Кучтем-куч).

На земле чертят большой круг диаметром 15-25 м, внутри него - маленькие кружки диам.30-35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга. Водящий говорит: “Перескок!” После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками), прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Правила игры. Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих детей не могут находиться в одном кружке.

Мы займем свои кружки, будем смирно в них стоять,

Но, услышав “Перескок”, быстро бросимся скакать.

На одной ноге скачу, я в другой кружок хочу.

Надо всех опередить, мне не хочется водить.

 

Русская народная игра. «Кувшинчик».

Описание. Дети танцуют парами плавным хороводным шагом.

Это игра на заклик дождя. Игра дает возможность прожить минуты единения, выразить свои симпатии, говорить и действовать в кругу друзей. Природа выбирает достойных внимания и усиливает каждого силой коллективного признания.

Ход игры: Избранный водящий берёт мяч — «кувшинчик», и, ударяя им о Землю, поёт:

Я кувшинчик уронила и о пол его разбила.

Раз, два, три, раз, два, три, его, Ванечка, лови!

Сразу же по окончании песни водящий сильно ударяет мяч о Землю, а участник, имя которого было названо в песне, ловит его.

Поймавший мяч отходит в сторону, все остальные, подняв руки и образовав над головой «круг–колесо», поют:

Мы знаем все подряд, что ребята говорят:

Оля, Коля, дуб зеленый, ландыш белый, зайка серый, брось!

Игрок с мячом поёт:

Я знаю всё подряд, что ребята говорят:

Дуб зелёный, ландыш, мак, я бросаю мяч — вот так!

И бросает мяч кому–нибудь в «круг–колесо» из рук над головой. В кого попал, тот водит.

 

Башкирская народная игра “Липкие пеньки” (Иэбешкек букэндер).

Три- четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей.

Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.

На полянке у реки появились вдруг пеньки.

Кто-то их смолой облил, сверху донизу залил.

Обойдем их стороной, ни коснувшись, ни задев,

Мы найдем пенек сухой, отдохнем на нем присев.

 

Белорусская народная игра “Мельница” (Млын)

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т.д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

Закружилась мельница, крыльями вертя.

Мельница-бездельница, кружит не спеша.

Но подует суховей, заработает быстрей.

Дует, дует ветерок, быстро ловит мяч игрок.

Кто свой мячик не поймал, тот , наверное устал.

Он в сторонке постоит за другими поглядит.

 

Народная игра активно используется в структуре занятий и помогает «открытию» новых знаний и формирования умений решать жизненные задачи.

 

Литература

  1. Волчок И.П. "Подвижные игры младших школьников" - Мн.,1988г.
  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1955. С299.
  3. Колоцца Д.А. «Детские игры. Их психологическое и педагогическое значение» М., 1911. С82
  4. Минскин Е.М. «От игры к знаниям» - Пособие для уч. - М.,1982г. С.5-9.
  5. Сикорский И.А. «Статьи по вопросам воспитания» Харьков, 1899. С.82.
  6. Степанова О.А. «Развитие игровой деятельности ребенка» -М., 2009.
  7. Ушинский К.Д. Собр.соч.: В 11т. Т.10. М-Л., 1950. С517
  8. Сборник игр с указаниями, относящимися к постановке и воспитательному значению их. СПб., 1903.С.6.

 

Подготовила статью Закирова Алия Мунировна - музыкальный руководитель второй квалификационной категории.

      



 
© 2009 Cтруктурное подразделение детский сад «Чебурашка» с. Выселки государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы с. Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области