Тезисы выступления на фестивале педагогических идей-2010 среди дошкольных образовательных учреждений Центрального округа.
В современной образовательной системе центом является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Образование, начиная с дошкольного, должно способствовать тому, чтобы, с одной стороны, ребенок осознал свои корни и тем самым мог определить место, которое он занимает в мире, и с другой – привить ему уважение к другим культурам.
Мир взаимоотношений дошкольников очень разнообразен: они дружат, ябедничают, ссорятся и мирятся, обижаются и ревнуют – все это протекает без свойственных взрослым фальши и лицемерия, хотя при этом эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых. В нашем ДОУ, где много детей татарской, чувашской, мордовской и других национальностей, взаимоотношения в первые годы посещения детского сада протекают острее и сложнее.
Испытывая кризис детской толерантности, мы пришли к выводу, что методическая работа в дошкольном учреждении должна осуществляться в трех взаимосвязанных направлениях для достижения позитивной результативности:
· совершенствование профессиональной подготовки педагогов к работе по воспитанию толерантных отношений
· приобщение дошкольников к народной культуре
· вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ
Начальным этапом в работе коллектива стало изучение традиций, укладов, стереотипов и настроений семьи каждого приходящего в детский сад ребенка. Мир каждой семьи удивителен, его жизнь протекает внутри своей культуры. В результате большинство детей, примерно с четырех лет начинает осознавать свою национальную принадлежность, ориентируясь на национальность родителей и язык семейного общения. Поэтому, мы начали знакомить детей всех национальностей с разнообразием жизненного уклада, встречающегося в нашем селе, что способствовало воспитанию толерантности, любознательности, а также развитию различных форм сотрудничества.
В дошкольном учреждении мы оборудовали мини - музей, в котором органично представлены основные культуры. С вниманием откликнулись сотрудники ДОУ и родители на оборудование музея. Каждый приносил из своих домов старинные предметы быта, утвари. Особую ценность сейчас представляет медный самовар, которому 105 лет, колыбель, специально изготовленная по старинным эскизам для воспитанника детского сада, кочерга, ухват, керосиновая лампа, утюг на углях, лампадка и икона, старинная прялка, домотканые половики и вышитые рушники, наволочки и простыни. Результаты работы мини-музея свидетельствуют об огромных потенциальных возможностях его использования не только в процессе поликультурного, но и нравственного, трудового, умственного, эстетического воспитания дошкольников.
Следующим этапом стала планомерная работа с родителями, где одним из главных условий была просьба больше общаться с детьми дома на русском языке, так как, приходя в детский сад и не понимая общей русской речи, ребенок испытывает серьезные трудности.
Затем была поставлена цель: прожить жизнь с каждой народностью – в течение года, вместе с детьми и взрослыми, одной большой семьей. Изучались обряды, традиции, изготавливались костюмы; проигрывались сцены сказок, каждого отдельного народа; знакомились с особенностями национальной кухни; играли в сюжетно – ролевые игры, а потом готовились и вместе с родителями проводили встречи, посиделки и большие национальные праздники, объединяющие всех не только в МДОУ, но и в нашем селе.
Педагогами ДОУ был составлен цикл занятий с детьми по следующим темам:
-
Народная песня: «Русская народная песня», «Татарская народная песня».
-
Фольклор от самой колыбели: «Русские колыбельные песни», «Татарская колыбельные песни», «Чувашская колыбельные песни».
-
Эх, топни, нога!: «Русская частушка», «Татарская частушка», «Мордовская частушка».
-
История народных музыкальных инструментов: «Русские народные инструменты», «Татарские народные инструменты.
-
Народный танец: «Русский народный танец», «Татарский народный танец», «Чувашский народный танец».
-
Во что играли прабабушки и прадедушки: «Народные русские игры», «Народные татарские игры»
Была организована систематическая работа клуба “Беседушка” для родителей по поликультурному воспитанию дошкольников.
Разработана тематика прогулок, экскурсий и походов за территорию детского сада, где в комплексной форме решались задача межнационального воспитания дошкольников.
Итогом этой работы стало ежегодное празднование русской «Масленицы», «Пасхи», «Березки», татарской встречи весны «Курбан Байрам», «Сабантуя»; чувашской «Куклеме» (завершение уборочных работ). Каждый праздник сопровождается национальными танцами, развлечениями, конкурсами, спортивными национальными играми под руководством специалистов детского сада. Присутствие детей и гостей объединяют народные песни. Праздник всегда заканчивается чаепитием с различными национальными сладостями, русской, татарской выпечкой и другими угощениями. От таких праздников становится тепло на душе и по – семейному уютно всем собравшимся. Никто не обделен счастьем семейного взаимопонимания. Сегодня дети угощают друг друга татарским кекешем, а завтра крашеными яйцами и куличами.
Весь педагогический процесс воспитания толерантности у дошкольников в ДОУ строится на основе следующих подходов:
· вовлечение детей в разнообразные виды деятельности (специально организованное общение, учебно-познавательная, музыкальная, театрализованная, двигательная активность, изобразительная, декоративно-прикладная);
· интеграция различных видов искусств (музыкального, танцевального, устного народного творчества, драматизация) при опоре на разные жанры фольклора народов Поволжья;
· использование взаимодействия в системе “педагог – ребенок — родитель”;
· осуществление воспитательной работы на основе народной культуры;
· обеспечение активности детей на всех этапах развития нравственных чувств дошкольников.
Анализ деятельности детского сада показал, что народное творчество своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывают у детей хорошее настроение. Обращение к своему внутреннему миру создает первые ступеньки к положительному отношению к окружающим.
Наши дети вместе играют в песочнице, где татарские и русские мальчишки строят Мечеть и Великий Храм, а девочки переодеваются в мусульманские наряды. Играя в семью, дети дают куклам такие имена как Таня, Руслан, Альберт и др. А на большие праздники мамы приносят угощения: русские блины, татарский чак-чак, мордовские лепешки. И уже в течение многих лет мы не знаем, таких понятий, как «острые и сложные взаимоотношения», «несформированность детской толерантности». Эти проблемы у нас не живут!
Подготовили:
Абалина С.А.воспитатель высшей квалификационной категории.
Ендуткина С.Н. заведующий МДОУ детский сад «Чебурашка»
|