|
|
Логоритмика как форма коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития
10.02.2012 12:00
|
Я хотела бы рассказать о логоритмике как форме коррекции речи детей младшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
В нашем детском саду действует группа ранней помощи детям с задержкой речевого развития. В группе находятся дети в возрасте от 2 до 3 лет. Работа ведется по программе Пискуновой Л.Н., Сидоренко Е.Г. «Говоруши».
Цель работы:
Обеспечить психолого- педагогическую поддержку детям раннего возраста с нарушениями речи, которая включает комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно- методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психофизического и социального развития ребенка раннего возраста с речевой патологией, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.
Задачи работы:
- своевременное выявление комплекса причин, приводящих к нарушению и задержке речи ребенка;
- предупреждение возможных осложнений и вторичных нарушений психоречевого развития ребенка;
- создание условий для обеспечения комплексной коррекционно- развивающей работы, основанной на результатах медико-социальной психолого- педагогической диагностики;
В последнее время проблема задержки речевого развития у детей младшего возраста становится особенно актуальной. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию, что в свою очередь влияет на развитие речи малыша.
На третьем году жизни речь ребенка становиться доминирующей линией развития. В норме быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Дети же раннего возраста с ограниченным словарным запасом достаточно ярко выделяются среди своих сверстников. Как правило, это дети «Группы риска» по речевой патологии, которую составляют:
Дети с органическими поражениями ЦНС любой этиологии,
Недоношенные и маловесные дети с массой тела при рождении менее 1,5 кг.
Дети с асфиксией при родах
Дети, находящиеся в отделении интенсивной терапии,
Дети с анатомо- физеологическими дефектами речевого аппарата
Главной особенностью речи этих детей является выраженная дефицитарность экспрессивного словаря и связанная с ней задержка речевого развития.
В работе с такими детьми я использую различные методики и приемы. Например такой эффективный метод преодоления речевых нарушений как логоритмика.
Что такое логоритмика?
Это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идет путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
Цель логоритмики:
преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы
Задачи логоритмики:
• развивать у детей координированные движения рук, ног во время ходьбы и бега;
• формировать правильную осанку, умение ориентироваться в пространстве, имитационные движения;
• устранять напряженность, скованность, воспитывать свободу действий;
• развивать речевое и слуховое внимание;
• учить переключать внимание, включая смену движений;
• продолжать учить слушать музыку, различать темпы мелодий, петь соответственно со звучанием музыки (тихо, громко);
• развивать физиологическое дыхание;
• развивать артикуляционный аппарат;
• развивать силу голоса и выразительность речи, пения;
• развивать мелкую моторику, точность движений;
• развивать мимику лица;
• формировать правильную артикуляцию звука.
Важнейшей задачей, определяющую особенную значимость логопедической ритмики как одно из компонентов коррекционно-логопедической работы, является формирование и развитие у детей с системным недоразвитием речи, сенсорных и двигательных способностей.
В логоритмической деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития можно выделить 2 звена:
1. Развитие и коррекция неречевых процессов: слухового внимания, слуховой памяти, оптико-пространственных представлений, зрительной ориентировки на собеседника, координации движений, чувства ритма и темпа в движении.
2. Развитие речи и коррекция речевых нарушений : создание мотива к речевой деятельности, стимуляция речевой активности, расширение и активизация импрессивного словаря, развитие темпа и ритма дыхания ( сначала без речи, а потом с речью), развитие орального праксиса, просодики, фонематического слуха.
Основной принцип построения всех перечисленных видов работы тесная связь движения с музыкой. Кроме того, использование логоритмических средств предполагает обязательное включение в них речевого материала.
Каждая логоритмическая деятельность построена с соблюдением тематического принципа планирования, подчинена единому сюжету с обязательным включением различных игр (пальчиковых, мимических, речевых, подвижных, т.к. только в игре у ребенка раннего возраста могут формироваться все психические функции (в том числе и речь). Ярко, эмоционально, в атмосфере праздника дети учатся многим интересным вещам.
Именно в игре возможно создать такую ситуацию, которая стимулирует речь ребенка, активизирует речь словарь, обогащает сенсорный опыт.
Игровые упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно разучивается. Это связано с особенностями детей раннего возраста: шансы получить ответную реакцию ребенка в рамках известного ему материала достаточно высоки.
Во время логоритмической деятельности дети стоят в кругу, или сидят полукругом. Преимущество такого расположения в том, что все видят всех, т.е. есть возможность видеть артикуляцию взрослого и одновременно слышать речь, выполняя действия (движения) вслед или вместе с педагогом.
Логоритмика проводятся мной 1 раз в неделю совместно с музыкальным руководителем и воспитателем группы. Возможно использование музыкальных записей на цифровых носителях.
При планировании логоритмической деятельности для детей раннего возраста с ЗРР я выделяю следующие направления работы:
формирование правильного дыхания - упражнения, направленные на формирование, развитие и отработку правильного физиологического и речевого дыхания. (Игра «Салютики»).
развитие чувства ритма – упражнения, музыкально – дидактические, ритмические игры, речевые игры с движениями, направленные на развитие чувства ритма и фонематического восприятия, силы голоса (Игры: «Веселые звуки», «Самолетики», «Вороны»).
-развитие общей моторики – динамические игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию общих двигательных и координаторных функций. (Игра «Снежинки»).
развитие артикуляционной и лицевой моторики – упражнения, направленные на развитие артикуляционного праксиса, мимических мышц. (Артикуляционная гимнастика).
развитие мелкой моторики - пальчиковые игры и упражнения с речевым сопровождением или использованием различных предметов, направленные на развитие и коррекцию мелкой пальцевой моторики . (Игра «Моя семья»).
При разработке любой логоритмической деятельности я учитываю главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности. А также для более успешного проведения логоритмики выполняю психолого- педагогические условия: создание благоприятной психологической атмосферы, постоянное привлечение внимания детей и пробуждение у них интереса к выполнению упражнений. Важно правильно организовать общение с детьми. Доброжелательное, внимательное отношение к каждому ребенку – это залог успешной работы.
Одно из необходимых условие для получения хороших результатов - взаимодействие всех педагогов и родителей. Речевые, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель и психолог могут использовать на своей общей образовательной деятельности. Эти же упражнения и игры я предлагаю родителям в качестве рекомендаций для закрепления дома.
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. В результате использования логоритмики к концу учебного года у детей прослеживается положительная динамика речевого развития. Практика показала, что регулярная логоритмическая деятельность способствуют развитию речи детей младшего возраста. Формируют положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками и многое другое.
Поэтому ЛОГОРИТМИКА становится праздником речи для детей!
Испрользованная литература:
1. Пискунова Л.Н., Сидоренко Е.Г. «Говоруши» программа и методическое руководство комплексной коррекционно-развивающей работы в первой младшей группы., Тольятти Фонд «Развитие через образование», 2008,
2. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Методические рекомендации - М., 2001.
3. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников. Учебное пособие - М., 2002.
4. Клезович О.В. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей: Пособие для дефектологов, музыкальных руководителей и воспитателей –М.,. Аверсэв,, 2004.
5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. –М., Сфера, 2005.
6. Кныш В. А., Комар И. И., Лобан Е. Б., Дудик Ю. В. Логоритмические минутки. Тематические занятия для дошкольников. М., Гном и Д, 2008.
Учитель- логопед Боровая Е.В.
|